Снова рецессия

В США промышленное
производство в июле падало второй месяц
подряд. В крупнейших европейских
экономиках произошло серьезное
сокращение промышленного производства:
во Франции (-0,1% в июне по сравнению с
маем и -2,6% по сравнению с июнем прошлого
года), Италии (соответственно -1,4% и -
8,2%), Великобритании (-2,5% и -4,3%) и даже
Германии (-0,9% и -0,3%).
Спад или сильное
замедление роста проявились и в прежде
«благополучных» странах: идет падение
промышленного производства Бразилии,
а в отношении замедляющегося Китая спор
идет только о более или менее «жесткой
посадке». Индикатором ухудшения ситуации
становится новое сокращение экспорта
и импорта, в том числе у особенно
чувствительных к этому Германии и Китая.
Цикл временного
восстановления производства закончился.
Брошенные в капиталистическую топку
государственные деньги прогорели,
капиталистический двигатель снова
встает. Кризисная ситуация подобная
первой волне вернулась, но усугубленная
мерами жесткой экономии, подорвавшими
потребительский спрос и закручивающими
столь же порочную, сколь классическую
кризисную спираль. Там где раньше были
государственные деньги, сегодня –
долги. Новым моментом стали критические
экономические показатели для компаний
ведущих европейских экономик. То, что
раньше говорили об Испании, сегодня
говорят о Франции и даже Германии.
Динамика
промышленного производства в Зоне Евро
и 27 странах ЕС, % (Eurostat)
Динамика
промышленного производства и ВВП по ЕС
и крупнейшим странам, %
Динамика
промышленного производства в 2012
(к
предыдущему месяцу)
|
Динамика
ВВП последние
4
квартала (к предыдущему триместру) |
||||||||||
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
с VI/11 | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | |
Зона евро |
-0,2
|
0,7
|
-0,1
|
-1,1
|
0,9
|
-0,6
|
-2,1
|
0,1
|
-0,3
|
0
|
-0,2
|
ЕС27 |
-0,2
|
0,3
|
-0,2
|
-0,7
|
0,8
|
-0,9
|
-2,2
|
0,2
|
-0,3
|
0
|
-0,2
|
Германия |
0,4
|
0,6
|
0,9
|
-2,1
|
1,6
|
-0,9
|
-0,4
|
1,4
|
-0,1
|
0,5
|
0,3
|
Франция |
0,3
|
0,5
|
-1,2
|
1,5
|
-2,2
|
-0,1
|
-2,6
|
0,3
|
0
|
0
|
0
|
Италия |
-2,7
|
-0,8
|
0,6
|
-2
|
1
|
-1,4
|
-8,2
|
-0,2
|
-0,7
|
-0,8
|
-0,7
|
Великобритания |
-0,6
|
0,1
|
-0,2
|
-0,6
|
1
|
-2,5
|
-4,6
|
0,6
|
-0,4
|
-0,3
|
-0,7
|
Испания |
-0,4
|
-0,6
|
-1,9
|
-0,7
|
0,8
|
-0,6
|
-6,3
|
0
|
-0,3
|
-0,3
|
-0,4
|
Нидерланды |
-0,5
|
11,4
|
-9
|
2,8
|
0,8
|
-0,5
|
-0,1
|
-0,3
|
-0,6
|
0,2
|
0,2
|
Польша |
0,1
|
-1,7
|
-1,9
|
2,1
|
-0,5
|
-2
|
1
|
0,9
|
1
|
0,8
|
… |
США |
0,7
|
0,4
|
-0,5
|
0,8
|
-0,2
|
0,4
|
4,7
|
0,3
|
1
|
0,5
|
0,4 |
Япония |
2
|
-1,6
|
1,3
|
0,2
|
-3,4
|
-0,1
|
1,8
|
0,1
|
1,3
|
0,3 | |
Россия |
0,5
|
1,5
|
-1,2
|
0,1
|
1
|
0
|
1,9
|
1,8
|
1,8
|
0,9
|
… |
Экономическая
деятельность в Европе схлопывается, и
безработица в Евросоюзе достигла
исторического максимума в 11,5%, причем
около 44% от общего количества незанятых
не могут найти работу больше года. Самая
высокая безработица в Испании (24,6%) и
Греции (21,9%). Наиболее уязвима молодежь:
в среднем по Европе безработица среди
нее составляет уже 22%, в Италии – 35,9%,
Португалии – 36,1%, в Испании – 51%, Греции
– 51,2%. По прогнозам МОТ, при сохранении
политики экономии – а эта политика
обязательно будет продолжена – Еврозона
может потерять 4,5 млн рабочих мест, а
безработица вырасти с 17,4 до 22 млн.
Удару подвергаются
разные сектора экономики. По всей Европе
закрывается торговля. Только в Германии
банкротство сети магазинов хозяйственных
и косметических товаров Schlecker уничтожило
25000 рабочих мест. Сеть универмагов
Karstadt объявила о сокращении 2000 рабочих
мест. Сокращения ожидаются в торговых
фирмах Neckermann и Metro.
Рестораны и
кафе тоже повсеместно закрываются или
переходят на более дешевое меню. В разгар
летнего сезона массово разоряются
туристические компании.
В Испании к
жесточайшим мерам экономии, закладывающим
сокращение производства, добавилось
намерение правительства силовым путем
уничтожить целую угольную отрасль с
перспективами сокращения 30 тыс. рабочих
мест.
Банкротство
провинций южных европейских стран стало
нормальным явлением, и мусор не убирается
с улиц.
Однако флагманами
кризиса сегодня являются три ведущих
сектора экономики Европы: банки, автопром,
авиакомпании. Первый сектор выражает
старые финансовые проблемы, кризис
второго и третьего секторов является
прямым результатом мер жесткой экономии.
Симптомом новой
волны стала провальная статистика за
второй квартал 2012 таких гигантов как
французский банк Societé
General,
немецкий Deutsche
Bank
и швейцарский UBS. Последние два банка
объявили о массовых сокращениях (1900 и
3500 сотрудников соответственно), причем
в основном в инвестиционных отделах.
Немецкая
Lufthansa
и франко-голландская Air France-KLM, ядра
крупнейших европейских конкурирующих
авиаальянсов Star
Aliance и
Sky
Team,
объявили о сокращении 3500 и более 5000
рабочих мест соответственно.
Но подлинной
болевой точкой европейских экономик,
как и при первой волне, снова стал
автопром.
Автопром –
зеркало кризиса
Автопром –
снова эпицентр кризиса. По данным
Deutsche Welle, в I полугодии текущего года
объем продаж на авторынке Евросоюза
сократился на 8%. Из-за высокой безработицы
падение продаж затронуло практически
все страны ЕС, при этом в наибольшей
степени проблема коснулась крупных
рынков: испанского, итальянского,
французского. В Италии продажи снизились
в июне этого года на 24,4% к июню 2011 г. и
достигли самого низкого уровня с 1979
года. Во Франции падение составило
13,4%, в Испании 8,2%. В Германии авторынок
вырос на рахитичный 1% при снижении
количества заказов и сокращении продаж
наиболее популярных немецких марок.
Немецкий автопром также теряет сбыт в
Европе, и окончательное поглощение
Porsch
со стороны Volkswagen
выражает обострение кризиса.
Всего, по подсчетам
Renault,
за последние 5 лет европейский автомобильный
рынок сократился на 23%.
Современное
положение отличается от первой волны
кризиса тем, что на грань разрушения
поставлены некоторые ведущие европейские
концерны, что вынуждает их начать
массовые сокращения и закрывать
производства в своих странах.
Так Peugeot
потерял 14% продаж в I
полугодии 2012 и объявил о сокращении
8000 рабочих мест и закрытии исторического
заводе в Париже. Это будет первый закрытый
автозавод во Франции за последние 20
лет.
Fiat
сообщил о полном замораживании инвестиций
и о вынужденных отпусках 5000-ого коллектива
в своей колыбели в Турине.
Renault,
более опирающийся на внешние рынки,
потерял 3% продаж (на европейском рынке
– 15%), снизив производство на 18% и с
намерением сократить 10000 работников.
Наиболее
пострадали автоконцерны, проигравшие
битву за внешние рынки американским,
немецким и японским компаниям. Одновременно
выделяются относительно благополучные
концерны: Mercedes,
Volkswagen,
опирающиеся во многом на продажи на
более динамичных сегодня не европейских
рынках, в первую очередь стран БРИК. Но
и эти рынки в условиях замедления
неизбежно потеряют динамику. Симптомом
этого являются попытки провести
сокращения на заводе GM
в Бразилии.
Не случайно
именно автопром является центром
кризиса. Соединяя в себе результаты
труда миллионов рабочих тысяч предприятий
всех отраслей промышленности по всему
миру, он пронизывает всю экономику, и
даже незначительное сокращение
производства в автопроме означает
тяжелое недомогание в других отраслях
и странах. И одновременно он производит
предмет массового потребления, что
делает его особенно уязвимым к общему
понижению доходов в результате мер
жесткой экономии. В условиях безработицы
и высоких цен на бензин, автомобиль из
средства передвижения обратно превращается
в роскошь.
В автопроме в
силу его места в общей системе производства
и потребления максимально проявляется
противоречие между общественным
характером труда и частным способом
присвоения. Этот сектор наиболее выражает
сущность кризиса (классический кризис
перепроизводства), его тотальность и
глубину. Не случайно именно на
стимулирование автопрома были направлены
действия всех правительств мира для
вытягивания экономики из рецессии.
Впереди –
яростная борьба между автомобильными
концернами за рынки сбыта. Скорее всего,
нас ждет новая волна протекционизма. С
другой стороны, для европейских
автоконцернов нарастает необходимость
еще большего перемещения веса на
иностранные филиалы с более дешевой
рабочей силой. Структурные характеристики
автоконцернов будут неизбежно выражаться
в основных линиях политики правительств
(давление в сторону протекционизма в
отношении национальных заводов для
концернов, сконцентрированных на рынках
Европы, и в сторону либерализма для
концернов, широко продающих автомобили
за пределами Европы). Все это будет
сопровождаться обострением
межимпериалистических противоречий.
Для России
сложившаяся ситуация закладывает
условия для окончательной ликвидации
национального автомобилестроения и ее
поглощение иностранными концернами,
среди которых наиболее выделяются
Renault
и Volkswagen.
Кризис бьет и
по другим отраслям машиностроения. В
Германии
HP
намерен сократить 1000 рабочих мест.
Крупнейший европейский металлотрейдер
Kloeckner & Co планирует сокращение 1300
работников. Планируются увольнения в
энергоконцернах RWE (2400 рабочих мест) и
Е.on.
В Финляндии
Nokia
намерена сократить 3700 рабочих мест, в
т.ч. закрыть фабрику в городе Сало на
780 человек при согласии профсоюзной
бюрократии. По всему миру на заводах
компании будет сокращено 10 тысяч рабочих
мест, значительная часть из которых
приходится на заводы в Германии.
Франко-американская
компания Alcatel-Lucent планирует сократить
5000 рабочих мест.
Старое и новое
Новая волна
кризиса имеет старые основные
характеристики, связанные с генезисом
кризиса, но ознаменовано также двумя
новыми явлениями, выражающими углубление
процесса. Во-первых, это падение
промышленного производства в Бразилии
и сильное замедление Китая. Ранее эти
две страны сохраняли высокие темпы
роста, играя роль дешевых фабрик
империалистических корпораций, на
которые в условиях кризиса стали больше
опираться транснациональные корпорации.
Но сегодня сокращение рынка в Европе
подрубает производство и экспорт Китая,
а снижение спроса этой страны на природные
ресурсы подрубает Бразилию и другие
страны, экспортирующие в Китай природное
сырье. Эти «вторые двигатели мировой
экономики», в действительности полностью
зависимые от империализма, начинают
задыхаться от падения спроса в Европе.
Вторым новым
явлением стало то, что кризис достиг
ведущих европейских экономик: Францию
и в меньшей степени Германию.
С развитием
мирового кризиса Германия и Франция
оставались во многом в стороне. Эти
самые мощные империалистические страны Европы в
течение последних лет активно использовали
процесс Евросоюза для еще большего
укрепления своего положения и тем легче
перебросили тяжесть кризиса на плечи
периферийных и более слабых европейских
стран. Точно также как до этого еще более
мощный империализм США перебросил
основную тяжесть кризиса на Европу. Но
сегодня приходит и их очередь.
Особенно
угрожающа ситуация во Франции в связи
с положением автопрома. Кризис в этой
отрасли заявлен со всей силой и лишь
немногим меньше, чем в Италии. Проблемы
банка Societé
General
и фактическая ликвидация наложенного
при Саркози табу на закрытие заводов
во Франции как условие получения помощи
стали главными признаками шаткости
положения. Это еще одно доказательство
того, что выданная капиталистам
государственная помощь в итоге не
спасает рабочие места. Олланд обещает
новую порцию финансовых вливаний в
автозаводы. Но это не устраняет структурных
проблем французской экономики.
В этом отношении
Германия, черпающая свою стабильность
как в доминировании в Евросоюзе, так и
во внеевропейском экспорте, заметно
прочнее Франции. Но и в Германии
наметились признаки рецессии, и
одновременно немецкий экспорт в
периферийные европейские страны и в
страны БРИК, являвшийся важным
преимуществом германского империализма,
может превратиться в свою противоположность:
с нарастанием проблем в странах БРИК
нельзя отвергать возможность, что кризис
в Германии при определенных условиях
может начать развиваться даже быстрее,
чем других странах Европы.
Ключевой
вопрос: мобилизация и власть
На фоне нарастания
кризисных тенденций, огонь социальной
борьбы в Европе только разгорается. При
нарастании сопротивления во всех
странах качественный скачок произошел
в Испании с манифестациями шахтеров и
ростом независимых профсоюзов.
С другой стороны,
с масштабными проектами сокращений
появились рабочие волнения во Франции,
в которой в период кризиса протесты не
были массовыми, но которая еще в период
экономического роста была на передовой
социальной борьбы. И поскольку трудящимся
не было нанесено никакого серьезного
поражения, они могут вернуться на сцену
с новой силой, соответствующей кризису.
До сих пор правительства Франции (и
Германии) старались избежать нападок
на трудящихся в своих странах. Но
ухудшение ситуации не оставляет им
выбора.
Обратной стороной
это битвы стало поражение на данном
этапе борьбы греческих рабочих против планов
Тройки в связи с победой правых на
выборах, фактическим отказом Сиризы от
борьбы против них и некоторой стабилизацией
буржуазного правительства.
Все происходящее
показывает, что экономическая ситуация
будет усугубляться, а атаки на европейских
трудящихся будут повсеместно расширяться.
Решительность, с которой действуют
правительства Испании и Греции под
прессингом «железного канцлера» не
оставляет никаких сомнений. Только
массовые скоординированные мобилизации
трудящихся по всей Европе могут остановить
ликвидацию наших социальных и политических
прав, спасти нас от нищеты и ужесточающихся
политических режимов. Для разъединения
сопротивления трудящихся буржуазия
натравливает немцев на греков, греков
– на турок, коренных рабочих на иммигрантов
и т.д.
Однако
сопротивление в Европе нарастает вопреки
ужесточению законов, вопреки профсоюзной
бюрократии, вопреки попыткам свалить
вину за кризис на трудящихся другой
страны или иммигрантов. В росте этой
борьбы – залог нашей общей возможной
победы над капиталистами и их
правительствами. Но классовая борьба
в Греции и Испании ясно показывает, что
каким бы ни был напор масс, до тех пор, пока
власть остается в руках буржуазии, она
будет продолжать атаки против трудящихся.
Более того, она показывает, что долгое
топтание на месте приводит к изматыванию
и деморализации движение, что открывает
путь к контратакам буржуазии и фашистским
сценариям.
Чтобы остановить
социальную катастрофу, организуемую
буржуазией, трудящимся необходимо через
сопротивление планам буржуазии, через
борьбу против каждого наступления на
наши завоевания и права двигаться к
завоеванию политической власти.
Буржуазное государство и его институты
– правительства, парламент и вся
репрессивная машина – сполна показали,
что они полностью направлены против
трудящихся и в высшей мере антидемократичны.
Трудящимся их нужно ликвидировать и
установить свои рабочие и народные
правительства на основе своих организаций.
Другого пути нет.
Только
интернациональная мобилизация трудящихся
и установление рабочих и народных
правительств во всех европейских
странах, защитит всех нас от атак
буржуазии, банкиров и их правительств.
Необходимо
ликвидировать приведшую всех нас к
социальной катастрофе Европу капитала
со всеми его институтами и создать
Европу трудящихся и народов – Соединенные
Социалистические Штаты Европы.
Пролетарии
Европы и всего мира, соединяйтесь!
Комментариев нет:
Отправить комментарий