Видя
противоречие, что технический прогресс
есть, а жизнь ухудшается, появляются
мнения, что технический уровень еще
недостаточно высок для того, чтобы всех
обеспечить. Или, наоборот, что именно
сам технический прогресс ведет к
деградации общества.
Но
достигнутый нами технический уровень
уже позволяет обеспечить всех как
минимум теми благами, которые были у
первобытного человека. У него была еда,
вода, жилье и свободное время для росписи
пещеры – и все это без науки, космоса,
биотехнологий, информатизации
производства. Одновременно сам технический
прогресс не может быть проблемой, потому
что способен колоссально облегчить
жизнь. Тогда в чем проблема?
Есть
известный анекдот про доброго советского
чукчу, который запряг в собачью упряжку
подаренный ему Камаз, и в результате и
едет медленно, и собаки быстро устают.
Камаз,
по сравнению с собаками, обладает
существенными преимуществами и мог бы
заметно облегчить чукче жизнь: он мог
бы больше спать, заниматься резьбой по
кости, слагать песни про тундру, изучать
карту звездного неба, да и собакам тоже
было бы легче. Но впряженный в собачью
упряжку, Камаз не только не раскрывает
свой потенциал, но такой технический
прогресс даже ухудшает положение, ибо
бедный чукча так вообще ничего не
наохотит и опочит от голода на своем
прекрасном Камазе. Только Камаза
недостаточно, нужно еще изменить прежний
традиционный способ производства,
освободить Камаз от собачьей упряжки.
Ситуация
с капитализмом аналогичная. Собачья
упряжка капитализма сегодня сковывает
возможности общества пользоваться
результатами технического прогресса,
в результате чего большинство людей
испытывает нехватку еды, чистой воды,
жилья, т.е. всего того, что уже было и у
первобытного человека, который ко всему
этому, не должен был вставать по
будильнику. Как и чукча, человечество
рискует опочить на своих достижениях.
Общество сковано цепями капиталистического
способа производства, которые утягивают
его в варварство голода, нищеты, войны,
экологической катастрофы. И даже те
крошки изобилия, которые иногда имеются,
приобретают уродливую форму малоосмысленного
«потребления» (представим чукчу, который
в своем запряженном и стоящем на месте
Камазе открывает и закрывает окошко,
удовлетворяя свою «постиндустриальную
потребность» в открывании и закрывании
окошек, включает и выключает дворники
для максимальной четкости изображения
и носит ключи зажигания в качестве
модного амулета).
Но
проблема не в том, что у чукчи еще мало
Камазов. И дело не в том, что Камаз –
причина всех зол. Проблема в том, что
современный технический прогресс
впряжен в старую капиталистическую
упряжку. Коммунистическое устройство
общества неизмеримо более соответствует
современному техническому развитию,
именно оно сегодня было бы естественно,
а капиталистический способ производства
находится в дичайшем противоречии с
уровнем развития производительных сил.
И это еще более подтверждается глубиной
и разрушительностью экономических
кризисов, когда сам капиталистический
механизм экономики останавливается,
перестает работать – из-за противоречия
между уровнем развития производительных
сил и формой, в которой осуществляется
производство. Средства производства
восстают против капиталистического
способа производства. Из этого основного
противоречия проистекают все остальные
проблемы общества.
Примечание:
Представители
«цивилизованных» народов всегда любили
подшучивать над простотой и наивностью
народов, живущих традиционным укладом,
и делают это, неизменно гордясь своей
«цивилизованностью» и «умом». При этом
они забывают, что цивилизация, как
результат исторического развития и
коллективного труда многих поколений,
совершенно не является заслугой
конкретного «цивилизованного» субъекта
и признаком его особого ума (нередко
даже наоборот). И во-вторых, «цивилизованные
субъекты» не замечаются, что поводом
для их шуток над традиционными народами
становится то, что представителей этих
народов легко обмануть – потому что
они не научились обманывать, не понимают,
что такое обман и зачем он нужен. Что
они ходят голыми – не понимая, что есть
такого стыдного и ужасного в человеческом
теле; и что при такой «распущенности
нравов» им не ведомы проституция,
изнасилования и сексуальные маньяки –
потому что их общество никогда с ними
не сталкивалось. «Дикие» народы не
понимают, что такое безработица, «кризис
перепроизводства» и как такое вообще
возможно. И успокоительные средства и
психотерапевты им тоже не нужны, и
возможности уничтожить планету нажатием
одной кнопки у них тоже нет. Кто после
этого «дикари»? В действительности,
смеясь над чукчами, мы смеемся над собой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий