воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Португалия: зеркало европейского кризиса



Все это может создать впечатление, что вина лежит на самих португальцах, которые согласились с этим процессом, который вовсе не был им навязан военной оккупацией. Но такой взгляд упускает из виду, что есть две Португалии – Португалия господствующей португальской элиты и Португалия трудящихся масс, крестьян, мелких производителей и торговцев. Крупные португальские капиталисты успешно стоят в рядах европейской буржуазии, получают выгоду от Евросоюза, имея возможность вести бизнес по всей Европе и этим наращивать свои прибыли. Jerónimo Martins SGPS, S.A. – крупная португальская финансовая группа – является хорошим примером этого. Недавно она перенесла штаб-квартиры большинства своих компаний в Нидерланды, налоговый рай, где почти не нужно платить налоги, и она за последний год увеличила свой капитал на 21% – это при тяжелейшем кризисе Португалии. Подобное ожидается и с Portugal Telecom. Так они могут эксплуатировать относительно недорогую по сравнению с крупными европейскими странами португальскую рабочую силу, а их акционеры могут жить в Голландии, не платя налогов, и вести бизнес по всей Европе. Эти акционеры действительно ощущают себя «гражданами Европы». Португальская буржуазия присоединяется к буржуазии более мощных европейских стран в качестве младшего партнера. Именно это объясняет факт, что три основные португальские буржуазные партии (Социалистическая, Социал-демократическая и Народная), находящиеся у власти последние 37 лет и являющиеся ответственными за приход Португалии к сегодняшнему положению, подписались под недавними соглашениями с Тройкой.

Сегодняшняя ситуация в Португалии очень помогает общему пониманию того, что происходит сейчас в Евросоюзе. Португалия переживает беспрецедентный кризис с высокой безработицей, невыплачиваемыми долгами, низкими заработками, дезиндустриализацией и ростом бедности. Она движется к ситуации полного банкротства, в каком сейчас находится Греция, с возможностью выхода из зоны евро. В этой статье мы попытаемся объяснить, как страна пришла к этой ситуации, и развеять распространенную и пропагандируемую СМИ точку зрения о том, что португальцы «сами виноваты», поскольку «тратили слишком много денег, которых у них не было», и что они «ленивы и не работают».
Банкротство Португалии невозможно понять без понимания роли ЕС. Евросоюз, при помощи мощной пропаганды, всегда представлялся как нечто хорошее для всех европейцев; что это – объединение континента, которое принесет всем равенство, процветание и свободу. В течение двух десятилетий экономического роста эта сказка, казалось, имела реальную основу. Но начавшийся в 2007 г. экономический кризис стал моментом истины, развеявшим все иллюзии.


ЕС: конец иллюзий
Все процветание Португалии в течение двух последних десятилетий было иллюзорным, за которым скрывалась потеря суверенитета и дезиндустриализация. Пока был приток легких денег от бума недвижимости и финансовой спекуляции, казалось, что все идет хорошо. Это был период, когда португальская буржуазия (так же, как греческая, испанская и др.) «адаптировалась» к разделению труда внутри ЕС, т.е. ликвидировала свое производство в пользу «специализации» на туризме, сфере услуг, строительстве – нишах, не угрожающих интересам экспортно-ориентированной промышленности Германии и ее банков. Так португальская буржуазия, как и буржуазия других периферийных стран Европы, становилась агентом процесса подчинения страны франко-германской оси, получая от этого выгоды. Шла деградация судостроения, рыболовства и сельского хозяйства страны, увеличивая зависимость страны от импорта – особенно из индустриальной Германии. Открытие экономики и создание единой валюты сделали Португалию заложником немецкой промышленности и, помимо этого, заложником немецких и французских банков, контролирующих внешний долг страны и высасывая большую долю национального богатства.
Сегодня Португалия – раздавленная страна. Дизиндустриализованная, загнанная в долги и без собственной валюты, она находится под иностранным управлением так называемой Тройки – трио Европейского Центробанка, Европейской Комиссии и Международного Валютного Фонда, которое сегодня фактически управляет экономикой страны, осуществляя чисто колониальное вмешательство в страну (точно так же, как в Греции).

Две Португалии
Старушка Европа никогда не будет такой, как прежде. Эпоха иллюзий навсегда осталась позади. Будущим будет руководить жесткая сила германских и в меньшей степени французских финансов и промышленности. Это кульминация исторического процесса упадка буржуазии европейской периферии. Теперь, если буржуазия этих стран хочет оставаться младшим партнером ведущих империализмов, они должны сдать свои страны. Такова цена, которую они должны заплатить за продолжение членства в «клубе» Европы богачей.
В обратной ситуации находится другая Португалия – Португалия бедных. При сохранении имеющейся экономической модели, сегодня нет возможности реактивировать национальную экономику – из-за зависимости от евро, исключающей вариант девальвации национальной валюты для роста конкурентоспособности своих товаров; из-за внешнего долга, поглощающего все ресурсы страны и препятствующего инвестициям в общественный план реактивации экономики; и из-за неравной конкуренции германской индустрии, так же не оставляющей никакой возможности для маневра. Все деньги, полученные от кредитов Тройки, идут не на инвестиции в производство, а на выплату процентов по долгам тем же банкам, которые выделяют эту «помощь».

Куда ведет план Тройки?
Спустя год, видны результаты кредита Тройки в 78 млрд евро: госдолг вырос с 92% до 110% ВВП, безработица достигла 14%, а среди молодежи только за 9 месяцев она выросла с 27% до 35%. Продолжаются банкротства мелких предприятий, в то время как крупные компании уходят в налоговые оффшоры, как Нидерланды, Люксембург и пр. И самые жесткие меры Тройки наступают только сейчас: увеличение продолжительности труда без увеличения заработка (на 30 минут в день, т.е. на 2,5 ч в неделю); разрушение того немногого, что пока остается от национальной промышленности; рост безработицы и сокращение пенсий; рост оплаты и ликвидация бесплатных образования и медицины; сокращение увольнительных пособий, пенсий и увеличение пенсионного возраста; сокращение выплат в конце года; цена бензина почти 2 евро за литр. Одновременно подписываются соглашения с Тройкой о новых кредитах с целью продолжения выплат французским и германским банкам.
В итоге нет никакого внутреннего роста производства; вырос лишь долг. Логика жесткая экономия => рецессия => меньше богатства => меньше налогов => меньше социальных расходов не только ведет Португалию к краху, но и не является решением для выплаты долга или экономического роста даже с чистой капиталистической точки зрения. Рецепты Тройки не являются горьким лекарством, спасающим больного. Банкротство Португалии – вопрос времени. План Тройки заключается лишь в том, чтобы гарантировать банкам возможность выкачать максимальное количество богатств из страны до ее полного краха. Это то, что многие известные журналы дипломатично называют «контролируемым выходом из евро». Весь этот план отвечает на железную логику, заключающуюся в том, что для спасения своих экономик центральным странам Европы необходимо сбросить груз кризиса на периферийные экономики, разрушая капитал, закрывая фабрики и предприятия, провоцируя безработицу, сокращая заработки, чтобы посредством этого восстановить падение нормы прибыли, лежащее в основе экономических кризисов. Это единственный путь преодоления кризисов, который нашла буржуазия за 200 лет истории.
План Тройки ведет к латиноамериканизации Португалии, ее превращению в типичную полуколониальную страну. Поэтому не является преувеличением утверждать, что в Португалии, как во всей Европе, против трудящихся и населения развязана социальная война, чьими главными инструментами являются Евросоюз и евро. Все это, вопреки мифам, вскрывает подлинный характер ЕС и евро как инструментов, подчиняющих периферийные экономики Европы германскому и французскому капиталам. Для Португалии, как для Греции, Испании и пр., нет выхода в рамках ЕС и евро. Оставаться в ЕС и зоне евро – это потребность упадочной буржуазии этих стран, но для подавляющего большинства населения ЕС и зона евро означает обеднение и крах.
За план экономического спасения в интересах трудящегося народа
Для выхода из сложившегося в Португалии положения сегодня необходимо применение ясных антикапиталистических мер: прекращение выплаты внешнего долга, обескровливающего страну; национализация банков и стратегических секторов экономики; разрыв с евро и Евросоюзом. Только так станет возможным реактивировать производство, организовать общественные работы и создать рабочие места посредством плана. Этот план направлен не на спасение банкиров и промышленников, а трудящихся масс, мелких производителей, торговцев и крестьян. И это не утопия. Утопия – это верить в то, что план Тройки может спасти страну. Но этот антикапиталистический план – единственный реальный – может быть достигнут только при объединении сил трудящегося класса страны и при его соединении с трудящимися стран, наиболее затронутых кризисом. Победить удастся, только превратив лозунг Нет выплате внешнего долга банкирам и спекулянтам в большое социальное движение масс.
Этот экономический план не может ограничиваться Португалией – это было бы только промежуточным решением. Отмеченные антикапиталистические меры для реального спасения Португалии необходимы и в других периферийных странах Европы. Но эти необходимые меры есть не что иное, как шаг против Европы капитала и его главного проекта – Евросоюза, который является не чем иным, как платформой, с которой европейская буржуазия нападает на трудящихся и народы Европы. И это шаги в сторону социализма. ЕС должен быть разрушен, и на его месте нужно создать другую Европу, основанную на защите занятости, заработков и прав трудящихся и народов. Европу, объединение которой должно руководиться не теми, кто защищает эксплуатацию, конкуренцию и прибыли, а европейскими трудящимися и их организациями.

Право на оптимизм
В Португалии жива еще память Революции гвоздик 25 апреля 1974 года, являющейся в стране национальной гордостью. Тогда трудящиеся и молодежь, взяв свое будущее в свои руки, свергли фашистскую диктатуру, выжившую после Второй Мировой войны, ликвидировали тайную полицию и цензуру, добились освобождения политзаключенных и независимости португальских колоний, легализации партий и профсоюзов и демократических свобод. В экономике революция добилась национализации банковской системы и существенной части промышленности, проведения аграрной реформы и больших социальных завоеваний. Революция 1974 года сделала возможным запоздалое и ограниченное вхождение Португалии в число стран «европейского благосостояния».
С Евросоюзом банки и промышленность были снова приватизированы, многие социальные завоевания потеряны, а теперь они полностью стоят под угрозой. Но в Португалии иллюзии исчезают, трудящиеся и молодежь выходят на улицы, проводят забастовки и манифестации. Они организуются всюду. Португальское общество сегодня очень политизировано, везде обсуждается вопрос «что делать?». 22 марта прошла вторая за 4 месяца всеобщая забастовка. Сегодня страна нуждается в новой Революции гвоздик, и в том, чтобы довести ее до конца – до отстранения от власти предательского правительства, сдающего страну германскому и французскому капиталу, и переход власти к правительству трудящихся, которое сможет привести в действии план спасения простого народа.

Родилась MAS с целью объединить левых против Тройки и остановить планы жесткой экономии

10 марта в Португалии было основано Движение Социалистической Альтернативы. В мероприятии участвовали профсоюзные и студенческие активисты, активисты народных движений из разных частей страны, а также представители братских партий Международной Лиги Трудящихся – Четвертого Интернационала (МЛТ-ЧИ).
MAS сформировалось из борцов, более 10 лет участвовавших в Левом Блоке. Левый Блок был очень прогрессивным объединением левых сил в момент своего появления, но со временем он все больше начал становится институциональной парламентской партией, адаптировавшейся к властным коридорам и государственному финансированию партий – «прилежной оппозицией». Блок все больше защищал политику, близкую к политике Социалистической партии, которая, находясь у власти, была ответственной за применение в стране неолиберальной программы. Левый Блок, как Соцпартия и Компартия, начал выступать за реструктуризацию грабительского и мошеннического внешнего долга, т.е. выступает за его выплату. Дошло до крайности, когда на последних президентских выборах Левый Блок поддержал Мануэля Алегре – кандидата Соцпартии. Стратегией Блока стало фактически быть левым крылом Соцпартии. Кроме того, Блок отказался бороться за профсоюзное движение, оставляя его в руках португальской Компартии. А та, в свою очередь, не требует прекратить выплату внешнего долга, указывая на однопартийные режимы в таких странах, как в Китае и Северной Корее. На самом деле, Левый Блок и Компартия очень расколоты и навсегда останутся парламентской оппозицией. Их главная деятельность – в парламенте, и они финансово зависят от этого учреждения. Это ясно показывает политику их руководства – получать голоса на выборах, а не заниматься ежедневной борьбой простых трудящихся. MAS, наоборот, вытупает как партия борьбы, и центр ее деятельности – на фабриках и в школах. Кроме того, MAS самофинансируется за счет взносов своих членов, а также рабочих и молодежи, которые поддерживают его.
В отношении профсоюзов MAS проводит две центральных линии, которые отличают его от других организаций. Во-первых, это независимость класса. Профсоюз UGT, связанный с Соцпартией, недавно подписал позорное соглашение с работодателями, показывая, что руководство этого профсоюза не служит рабочим. Другой профсоюзный центр, CGTP, связанный с Компартией, несмотря на то, что не подписал соглашение, выступает в пользу договоренностей с боссами вместо последовательной защиты работников. MAS выступает за широкую демократию в профсозах. В UGT и CGTP принмают решения, будучи полностью отделенны от простых членов профсоюза. Большинство их лидеров – освобожденные работники в течении десятилетий и десятилетиями не появляются на рабочих местах. Позиция MAS – работники должны решать основные вопросы борьбы с работодателями, а профсоюзные лидеры должны повседневно иметь связь с рабочими.
Новая программа партии начинается с пунктов о социальной войне, о правом правительстве премьера Пасоса Коэльо. Несмотря на критику других левых организаций, MAS ясно показывает, кто главный враг простых трудящихся: правое правительство и Тройка. Таким образом, MAS предлагает заключить союз между Компартий, Левым Блоком и социалистами против жесткой экономии, за независимость страны и за приостановление выплат внешних долгов, как первой меры для борбы с кризисом и правительством и Тройкой на сегодняшний день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий