четверг, 13 декабря 2012 г.

Почему технический прогресс сопровождается ухудшением жизни общества?

Видя противоречие, что технический прогресс есть, а жизнь ухудшается, появляются мнения, что технический уровень еще недостаточно высок для того, чтобы всех обеспечить. Или, наоборот, что именно сам технический прогресс ведет к деградации общества.
Но достигнутый нами технический уровень уже позволяет обеспечить всех как минимум теми благами, которые были у первобытного человека. У него была еда, вода, жилье и свободное время для росписи пещеры – и все это без науки, космоса, биотехнологий, информатизации производства. Одновременно сам технический прогресс не может быть проблемой, потому что способен колоссально облегчить жизнь. Тогда в чем проблема?
Есть известный анекдот про доброго советского чукчу, который запряг в собачью упряжку подаренный ему Камаз, и в результате и едет медленно, и собаки быстро устают.
Камаз, по сравнению с собаками, обладает существенными преимуществами и мог бы заметно облегчить чукче жизнь: он мог бы больше спать, заниматься резьбой по кости, слагать песни про тундру, изучать карту звездного неба, да и собакам тоже было бы легче. Но впряженный в собачью упряжку, Камаз не только не раскрывает свой потенциал, но такой технический прогресс даже ухудшает положение, ибо бедный чукча так вообще ничего не наохотит и опочит от голода на своем прекрасном Камазе. Только Камаза недостаточно, нужно еще изменить прежний традиционный способ производства, освободить Камаз от собачьей упряжки.
Ситуация с капитализмом аналогичная. Собачья упряжка капитализма сегодня сковывает возможности общества пользоваться результатами технического прогресса, в результате чего большинство людей испытывает нехватку еды, чистой воды, жилья, т.е. всего того, что уже было и у первобытного человека, который ко всему этому, не должен был вставать по будильнику. Как и чукча, человечество рискует опочить на своих достижениях. Общество сковано цепями капиталистического способа производства, которые утягивают его в варварство голода, нищеты, войны, экологической катастрофы. И даже те крошки изобилия, которые иногда имеются, приобретают уродливую форму малоосмысленного «потребления» (представим чукчу, который в своем запряженном и стоящем на месте Камазе открывает и закрывает окошко, удовлетворяя свою «постиндустриальную потребность» в открывании и закрывании окошек, включает и выключает дворники для максимальной четкости изображения и носит ключи зажигания в качестве модного амулета).
Но проблема не в том, что у чукчи еще мало Камазов. И дело не в том, что Камаз – причина всех зол. Проблема в том, что современный технический прогресс впряжен в старую капиталистическую упряжку. Коммунистическое устройство общества неизмеримо более соответствует современному техническому развитию, именно оно сегодня было бы естественно, а капиталистический способ производства находится в дичайшем противоречии с уровнем развития производительных сил. И это еще более подтверждается глубиной и разрушительностью экономических кризисов, когда сам капиталистический механизм экономики останавливается, перестает работать – из-за противоречия между уровнем развития производительных сил и формой, в которой осуществляется производство. Средства производства восстают против капиталистического способа производства. Из этого основного противоречия проистекают все остальные проблемы общества.

Примечание: Представители «цивилизованных» народов всегда любили подшучивать над простотой и наивностью народов, живущих традиционным укладом, и делают это, неизменно гордясь своей «цивилизованностью» и «умом». При этом они забывают, что цивилизация, как результат исторического развития и коллективного труда многих поколений, совершенно не является заслугой конкретного «цивилизованного» субъекта и признаком его особого ума (нередко даже наоборот). И во-вторых, «цивилизованные субъекты» не замечаются, что поводом для их шуток над традиционными народами становится то, что представителей этих народов легко обмануть – потому что они не научились обманывать, не понимают, что такое обман и зачем он нужен. Что они ходят голыми – не понимая, что есть такого стыдного и ужасного в человеческом теле; и что при такой «распущенности нравов» им не ведомы проституция, изнасилования и сексуальные маньяки – потому что их общество никогда с ними не сталкивалось. «Дикие» народы не понимают, что такое безработица, «кризис перепроизводства» и как такое вообще возможно. И успокоительные средства и психотерапевты им тоже не нужны, и возможности уничтожить планету нажатием одной кнопки у них тоже нет. Кто после этого «дикари»? В действительности, смеясь над чукчами, мы смеемся над собой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий