С
началом мирового кризиса система
образования подвергается жестоким
атакам во всех странах. В действительности,
приватизаторские атаки против школ и
университетов не прекращались в течение
всего периода экономического подъема,
но с окончанием роста они превратились
в отчаянную агрессию, особенно в странах,
где капиталистам еще есть, что резать.
Испания
– одна из европейских стран,
наиболее задетых кризисом. В этом году
правительство тогда еще премьера
Сапатеро объявило о 8-процентном
сокращении бюджета. В Мадриде в 2009-2010
годах были сокращены 2500 преподавателей
и будут сокращены еще 3000, если будет
воплощен план капиталистов по увеличению
нагрузки и росту ненадежности занятости,
за которыми последует снижение качества
образования. Также правительство
пытается ускорить введение Болонского
процесса.
Во
Франции урезания в сфере образования
также очень жестокие. С 2007 г. В стране
были сокращены 67000 рабочих мест в
колледжах и на будущий год запланировано
сокращение еще 14000, а при выходе на пенсию
2 преподавателей будет сохраняться
только 1 рабочее место.
В
США образование десятилетиями переживало
приватизацию, а с кризисом урезания
резко выросли. Особенно известными
стали случаи реформ в Университете
Калифорнии, а также 25-процентное
сокращение финансирования в Висконсине,
где, помимо этого, государство стимулирует
обучение студентов в частных заведениях.
В
этих условиях растет ответ трудящихся
и народа в этих странах в виде забастовок,
мобилизаций и т.д. И сектор образования
часто стоит в авангарде общей борьбы.
В
Испании преподаватели, поддержанные
студентами и всем образовательным
сообществом, ведут упорную борьбу в
защите образования. С 7 сентября в Мадриде
прошло 6 забастовок учителей, последняя
из
которых сопровождалась национальным
маршем в защиту образования, собравшим
от 70000 до 100000 человек в разных провинциях
под лозунгом «Нет урезаниям!», «Бесплатное
образование для всех!». В этой 48-часовой
забастовке приняли участие 200000 студентов
и более половины всех преподавателей
страны. Эти массовые мобилизации
заставили правительство временно
отказаться от ряда мер, по крайней мере
до выборов 20 ноября.
Во
Франции сотни тысяч студентов и
преподавателей мобилизовались в конце
сентября против планов Саркози и провели
общенациональную забастовку.
В
США сопротивление
началось относительно недавно, однако
уже прошли важные мобилизации, как
например в Университете Калифорнии
против приватизации в прошлом году, и
радикальные мобилизации в Висконсине,
одним из требованием которых была защита
бесплатного образования.
В
России
В
России атаки режима Путина на образование
нашли свое выражение в варварских новых
законопроектах об образовании. В стране
не было крупных манифестаций протеста
против образовательной реформы, но
очевидный ропот населения заставил
правительство направить проекты «на
доработку», испугавшись возможностей
перерастания ропота в нечто большее.
Но новый вариант проекта лишь обрезает
острые углы первого проекта, сохраняя
приватизаторскую суть и логику проекта.
Страх
режима – лучшее доказательство того,
что отстоять образование возможно.
Однако для этого необходимо, чтобы
недовольство приобрело организованную
и направленную форму. А именно форму
организаций на основе следующих
принципов:
-
Программы борьбы против приватизации
образования и за перераспределение
расходов бюджета в пользу образования
и других социальных нужд, поскольку
именно правительственные планы
приватизации и недофинансирование
образования лежат в основе всех отдельных
проблем и конфликтов в учебных заведениях.
Любая победа в отдельном конфликте не
будет долговечной, если не вести борьбу
против образовательных планов
правительства.
-
Полная
независимость от буржуазных партий,
которые по самой своей сути неспособны
до конца бороться против капиталистической
реформы. В том числе независимость от
КПРФ, парламентской партии, которая на
словах выступает против реформы, но не
выступает последовательно против
Болонского процесса, соглашается на
наличие частных образовательных
заведений (т.е. платного образования) и
даже отстаивает их финансирование
государством. А самое главное, не
организует никаких серьезных протестов
против реформы, не делает ничего реального
для сопротивления реформе, предпочитая
бороться за места в парламенте.
-
Полная независимость
от бюрократии университетов и школ.
Многим ректорам, директорам и прочим
чиновникам сферы образования реформа
не нравится, но они больше переживают
за свои места, и склонны скорее
адаптироваться к реформе, а значит
неспособны бороться против нее до конца.
Остановить
реформы
против системы образования невозможно
малыми группами; имеющимся группам
необходимо широко обращаться к учащимся
и преподавателям своих учебных заведений,
налаживать связи между собой и намечать
план формирования движения в защиту
образования. На этом пути есть много
союзников среди простых людей, поскольку
атаки на образование касаются всех.
Образование:
две альтернативы
Какую
систему
образования предлагают трудящимся
правительства капиталистов и банкиров?
Это разрозненный набор частных платных
учебных заведений-рыночных агентов,
ориентированных на запросы корпораций
и строящих обучение исходя из конкретных
потребностей бизнеса с низким качеством
обучения и узким примитивным набором
даваемых знаний, готовя по сути
людей-функций для корпораций. В этой
выстроенной в интересах корпораций
системы образования от полноценного
образования будет отсечена львиная
доля населения. Знание будет привилегией
элиты. Это капиталистическая модель
«системы» образования. В качестве
подготовительных мер, на пути к этой
системе правительства проводят меры
по муниципализации образования (т.е.
снимая ответственность государства за
его финансирование), разделению учебных
заведений на категории (т.е. подготавливая
тех, кто первыми будет полностью лишен
государственного финансирования) и
различными методами увеличивая степень
платности, переводя учебные заведения
на самофинансирование. Одновременно
на фоне «финансовой автономии», т.е.
«зарабатывайте сами, как хотите»,
правительства совершают нападки на
правовую автономию и самоуправление
университетов, стараясь максимально
поставить их под контроль, чтобы
затруднить сопротивление реформе. И с
этой же целью пытаются расколоть
преподавательские коллективы
«стимулирующими надбавками», которые
в действительности разъедают стабильную
зарплату.
Какую
систему образования защищают марксисты?
Мы считаем, что образование должно быть
не товаром, а правом каждого человека.
Должна быть
государственная
бесплатная единая научно выстроенная
система образования от яслей до
университета,
дающая широкое образование, позволяющая
всем развить и реализовать свои таланты
и способности и формирующая всесторонне
развитого человека.
Это социалистическая модель образования,
модель в интересах трудящихся, которую
нужно отстаивать, и в первую очередь –
противостоя приватизаторским планам
хозяев и их правительств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий