понедельник, 6 февраля 2012 г.

Реформа образования: международная проблема всех трудящихся


С началом мирового кризиса система образования подвергается жестоким атакам во всех странах. В действительности, приватизаторские атаки против школ и университетов не прекращались в течение всего периода экономического подъема, но с окончанием роста они превратились в отчаянную агрессию, особенно в странах, где капиталистам еще есть, что резать.


Испания – одна из европейских стран, наиболее задетых кризисом. В этом году правительство тогда еще премьера Сапатеро объявило о 8-процентном сокращении бюджета. В Мадриде в 2009-2010 годах были сокращены 2500 преподавателей и будут сокращены еще 3000, если будет воплощен план капиталистов по увеличению нагрузки и росту ненадежности занятости, за которыми последует снижение качества образования. Также правительство пытается ускорить введение Болонского процесса.

Во Франции урезания в сфере образования также очень жестокие. С 2007 г. В стране были сокращены 67000 рабочих мест в колледжах и на будущий год запланировано сокращение еще 14000, а при выходе на пенсию 2 преподавателей будет сохраняться только 1 рабочее место.

В США образование десятилетиями переживало приватизацию, а с кризисом урезания резко выросли. Особенно известными стали случаи реформ в Университете Калифорнии, а также 25-процентное сокращение финансирования в Висконсине, где, помимо этого, государство стимулирует обучение студентов в частных заведениях.

В этих условиях растет ответ трудящихся и народа в этих странах в виде забастовок, мобилизаций и т.д. И сектор образования часто стоит в авангарде общей борьбы.

В Испании преподаватели, поддержанные студентами и всем образовательным сообществом, ведут упорную борьбу в защите образования. С 7 сентября в Мадриде прошло 6 забастовок учителей, последняя из которых сопровождалась национальным маршем в защиту образования, собравшим от 70000 до 100000 человек в разных провинциях под лозунгом «Нет урезаниям!», «Бесплатное образование для всех!». В этой 48-часовой забастовке приняли участие 200000 студентов и более половины всех преподавателей страны. Эти массовые мобилизации заставили правительство временно отказаться от ряда мер, по крайней мере до выборов 20 ноября.

Во Франции сотни тысяч студентов и преподавателей мобилизовались в конце сентября против планов Саркози и провели общенациональную забастовку.

В США сопротивление началось относительно недавно, однако уже прошли важные мобилизации, как например в Университете Калифорнии против приватизации в прошлом году, и радикальные мобилизации в Висконсине, одним из требованием которых была защита бесплатного образования.

В России

В России атаки режима Путина на образование нашли свое выражение в варварских новых законопроектах об образовании. В стране не было крупных манифестаций протеста против образовательной реформы, но очевидный ропот населения заставил правительство направить проекты «на доработку», испугавшись возможностей перерастания ропота в нечто большее. Но новый вариант проекта лишь обрезает острые углы первого проекта, сохраняя приватизаторскую суть и логику проекта.

Страх режима – лучшее доказательство того, что отстоять образование возможно. Однако для этого необходимо, чтобы недовольство приобрело организованную и направленную форму. А именно форму организаций на основе следующих принципов:

- Программы борьбы против приватизации образования и за перераспределение расходов бюджета в пользу образования и других социальных нужд, поскольку именно правительственные планы приватизации и недофинансирование образования лежат в основе всех отдельных проблем и конфликтов в учебных заведениях. Любая победа в отдельном конфликте не будет долговечной, если не вести борьбу против образовательных планов правительства.

- Полная независимость от буржуазных партий, которые по самой своей сути неспособны до конца бороться против капиталистической реформы. В том числе независимость от КПРФ, парламентской партии, которая на словах выступает против реформы, но не выступает последовательно против Болонского процесса, соглашается на наличие частных образовательных заведений (т.е. платного образования) и даже отстаивает их финансирование государством. А самое главное, не организует никаких серьезных протестов против реформы, не делает ничего реального для сопротивления реформе, предпочитая бороться за места в парламенте.

- Полная независимость от бюрократии университетов и школ. Многим ректорам, директорам и прочим чиновникам сферы образования реформа не нравится, но они больше переживают за свои места, и склонны скорее адаптироваться к реформе, а значит неспособны бороться против нее до конца.

Остановить реформы против системы образования невозможно малыми группами; имеющимся группам необходимо широко обращаться к учащимся и преподавателям своих учебных заведений, налаживать связи между собой и намечать план формирования движения в защиту образования. На этом пути есть много союзников среди простых людей, поскольку атаки на образование касаются всех.



Образование: две альтернативы



Какую систему образования предлагают трудящимся правительства капиталистов и банкиров? Это разрозненный набор частных платных учебных заведений-рыночных агентов, ориентированных на запросы корпораций и строящих обучение исходя из конкретных потребностей бизнеса с низким качеством обучения и узким примитивным набором даваемых знаний, готовя по сути людей-функций для корпораций. В этой выстроенной в интересах корпораций системы образования от полноценного образования будет отсечена львиная доля населения. Знание будет привилегией элиты. Это капиталистическая модель «системы» образования. В качестве подготовительных мер, на пути к этой системе правительства проводят меры по муниципализации образования (т.е. снимая ответственность государства за его финансирование), разделению учебных заведений на категории (т.е. подготавливая тех, кто первыми будет полностью лишен государственного финансирования) и различными методами увеличивая степень платности, переводя учебные заведения на самофинансирование. Одновременно на фоне «финансовой автономии», т.е. «зарабатывайте сами, как хотите», правительства совершают нападки на правовую автономию и самоуправление университетов, стараясь максимально поставить их под контроль, чтобы затруднить сопротивление реформе. И с этой же целью пытаются расколоть преподавательские коллективы «стимулирующими надбавками», которые в действительности разъедают стабильную зарплату.

Какую систему образования защищают марксисты? Мы считаем, что образование должно быть не товаром, а правом каждого человека. Должна быть государственная бесплатная единая научно выстроенная система образования от яслей до университета, дающая широкое образование, позволяющая всем развить и реализовать свои таланты и способности и формирующая всесторонне развитого человека. Это социалистическая модель образования, модель в интересах трудящихся, которую нужно отстаивать, и в первую очередь – противостоя приватизаторским планам хозяев и их правительств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий