воскресенье, 16 сентября 2012 г.

Экономический кризис приходит в центральные страны Европы

Снова рецессия

Сегодня можно уже с уверенностью говорить, что эффект космической суммы в 24 трлн долларов, влитой правительствами в мировые банки для удержания финансовой системы от окончательного краха, закончился. Государственные деньги, выданные банкам и корпорациям во время первой волны кризиса, стимулирование производителей через государственные дотации, особенно в автопроме, привели к временному восстановлению производства. Однако сегодня мы переживаем эффект дежавю: снова страх перед финансовыми крушениями и снова автопром в центре кризиса производства.
В США промышленное производство в июле падало второй месяц подряд. В крупнейших европейских экономиках произошло серьезное сокращение промышленного производства: во Франции (-0,1% в июне по сравнению с маем и -2,6% по сравнению с июнем прошлого года), Италии (соответственно -1,4% и - 8,2%), Великобритании (-2,5% и -4,3%) и даже Германии (-0,9% и -0,3%).
Спад или сильное замедление роста проявились и в прежде «благополучных» странах: идет падение промышленного производства Бразилии, а в отношении замедляющегося Китая спор идет только о более или менее «жесткой посадке». Индикатором ухудшения ситуации становится новое сокращение экспорта и импорта, в том числе у особенно чувствительных к этому Германии и Китая.
Цикл временного восстановления производства закончился. Брошенные в капиталистическую топку государственные деньги прогорели, капиталистический двигатель снова встает. Кризисная ситуация подобная первой волне вернулась, но усугубленная мерами жесткой экономии, подорвавшими потребительский спрос и закручивающими столь же порочную, сколь классическую кризисную спираль. Там где раньше были государственные деньги, сегодня – долги. Новым моментом стали критические экономические показатели для компаний ведущих европейских экономик. То, что раньше говорили об Испании, сегодня говорят о Франции и даже Германии.
Динамика промышленного производства в Зоне Евро и 27 странах ЕС, % (Eurostat)

Динамика промышленного производства и ВВП по ЕС и крупнейшим странам, %

Динамика промышленного производства в 2012
(к предыдущему месяцу)
Динамика ВВП последние
4 квартала (к предыдущему триместру)

I
II
III
IV
V
VI
с VI/11 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв.
Зона евро
-0,2
0,7
-0,1
-1,1
0,9
-0,6
-2,1
0,1
-0,3
0
-0,2
ЕС27
-0,2
0,3
-0,2
-0,7
0,8
-0,9
-2,2
0,2
-0,3
0
-0,2
Германия
0,4
0,6
0,9
-2,1
1,6
-0,9
-0,4
1,4
-0,1
0,5
0,3
Франция
0,3
0,5
-1,2
1,5
-2,2
-0,1
-2,6
0,3
0
0
0
Италия
-2,7
-0,8
0,6
-2
1
-1,4
-8,2
-0,2
-0,7
-0,8
-0,7
Великобритания
-0,6
0,1
-0,2
-0,6
1
-2,5
-4,6
0,6
-0,4
-0,3
-0,7
Испания
-0,4
-0,6
-1,9
-0,7
0,8
-0,6
-6,3
0
-0,3
-0,3
-0,4
Нидерланды
-0,5
11,4
-9
2,8
0,8
-0,5
-0,1
-0,3
-0,6
0,2
0,2
Польша
0,1
-1,7
-1,9
2,1
-0,5
-2
1
0,9
1
0,8
США
0,7
0,4
-0,5
0,8
-0,2
0,4
4,7
0,3
1
0,5
0,4
Япония
2
-1,6
1,3
0,2
-3,4
-0,1

1,8
0,1
1,3
0,3
Россия
0,5
1,5
-1,2
0,1
1
0
1,9
1,8
1,8
0,9

Экономическая деятельность в Европе схлопывается, и безработица в Евросоюзе достигла исторического максимума в 11,5%, причем около 44% от общего количества незанятых не могут найти работу больше года. Самая высокая безработица в Испании (24,6%) и Греции (21,9%). Наиболее уязвима молодежь: в среднем по Европе безработица среди нее составляет уже 22%, в Италии – 35,9%, Португалии – 36,1%, в Испании – 51%, Греции – 51,2%. По прогнозам МОТ, при сохранении политики экономии – а эта политика обязательно будет продолжена – Еврозона может потерять 4,5 млн рабочих мест, а безработица вырасти с 17,4 до 22 млн.
Удару подвергаются разные сектора экономики. По всей Европе закрывается торговля. Только в Германии банкротство сети магазинов хозяйственных и косметических товаров Schlecker уничтожило 25000 рабочих мест. Сеть универмагов Karstadt объявила о сокращении 2000 рабочих мест. Сокращения ожидаются в торговых фирмах Neckermann и Metro.

Рестораны и кафе тоже повсеместно закрываются или переходят на более дешевое меню. В разгар летнего сезона массово разоряются туристические компании.
В Испании к жесточайшим мерам экономии, закладывающим сокращение производства, добавилось намерение правительства силовым путем уничтожить целую угольную отрасль с перспективами сокращения 30 тыс. рабочих мест.
Банкротство провинций южных европейских стран стало нормальным явлением, и мусор не убирается с улиц.
Однако флагманами кризиса сегодня являются три ведущих сектора экономики Европы: банки, автопром, авиакомпании. Первый сектор выражает старые финансовые проблемы, кризис второго и третьего секторов является прямым результатом мер жесткой экономии.
Симптомом новой волны стала провальная статистика за второй квартал 2012 таких гигантов как французский банк Societé General, немецкий Deutsche Bank и швейцарский UBS. Последние два банка объявили о массовых сокращениях (1900 и 3500 сотрудников соответственно), причем в основном в инвестиционных отделах.
Немецкая Lufthansa и франко-голландская Air France-KLM, ядра крупнейших европейских конкурирующих авиаальянсов Star Aliance и Sky Team, объявили о сокращении 3500 и более 5000 рабочих мест соответственно.
Но подлинной болевой точкой европейских экономик, как и при первой волне, снова стал автопром.

Автопром – зеркало кризиса

Автопром – снова эпицентр кризиса. По данным Deutsche Welle, в I полугодии текущего года объем продаж на авторынке Евросоюза сократился на 8%. Из-за высокой безработицы падение продаж затронуло практически все страны ЕС, при этом в наибольшей степени проблема коснулась крупных рынков: испанского, итальянского, французского. В Италии продажи снизились в июне этого года на 24,4% к июню 2011 г. и достигли самого низкого уровня с 1979 года. Во Франции падение составило 13,4%, в Испании 8,2%. В Германии авторынок вырос на рахитичный 1% при снижении количества заказов и сокращении продаж наиболее популярных немецких марок. Немецкий автопром также теряет сбыт в Европе, и окончательное поглощение Porsch со стороны Volkswagen выражает обострение кризиса.
Всего, по подсчетам Renault, за последние 5 лет европейский автомобильный рынок сократился на 23%.
Современное положение отличается от первой волны кризиса тем, что на грань разрушения поставлены некоторые ведущие европейские концерны, что вынуждает их начать массовые сокращения и закрывать производства в своих странах.
Так Peugeot потерял 14% продаж в I полугодии 2012 и объявил о сокращении 8000 рабочих мест и закрытии исторического заводе в Париже. Это будет первый закрытый автозавод во Франции за последние 20 лет.
Fiat сообщил о полном замораживании инвестиций и о вынужденных отпусках 5000-ого коллектива в своей колыбели в Турине.
Renault, более опирающийся на внешние рынки, потерял 3% продаж (на европейском рынке – 15%), снизив производство на 18% и с намерением сократить 10000 работников.
Наиболее пострадали автоконцерны, проигравшие битву за внешние рынки американским, немецким и японским компаниям. Одновременно выделяются относительно благополучные концерны: Mercedes, Volkswagen, опирающиеся во многом на продажи на более динамичных сегодня не европейских рынках, в первую очередь стран БРИК. Но и эти рынки в условиях замедления неизбежно потеряют динамику. Симптомом этого являются попытки провести сокращения на заводе GM в Бразилии.
Не случайно именно автопром является центром кризиса. Соединяя в себе результаты труда миллионов рабочих тысяч предприятий всех отраслей промышленности по всему миру, он пронизывает всю экономику, и даже незначительное сокращение производства в автопроме означает тяжелое недомогание в других отраслях и странах. И одновременно он производит предмет массового потребления, что делает его особенно уязвимым к общему понижению доходов в результате мер жесткой экономии. В условиях безработицы и высоких цен на бензин, автомобиль из средства передвижения обратно превращается в роскошь.
В автопроме в силу его места в общей системе производства и потребления максимально проявляется противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения. Этот сектор наиболее выражает сущность кризиса (классический кризис перепроизводства), его тотальность и глубину. Не случайно именно на стимулирование автопрома были направлены действия всех правительств мира для вытягивания экономики из рецессии.

Впереди – яростная борьба между автомобильными концернами за рынки сбыта. Скорее всего, нас ждет новая волна протекционизма. С другой стороны, для европейских автоконцернов нарастает необходимость еще большего перемещения веса на иностранные филиалы с более дешевой рабочей силой. Структурные характеристики автоконцернов будут неизбежно выражаться в основных линиях политики правительств (давление в сторону протекционизма в отношении национальных заводов для концернов, сконцентрированных на рынках Европы, и в сторону либерализма для концернов, широко продающих автомобили за пределами Европы). Все это будет сопровождаться обострением межимпериалистических противоречий.
Для России сложившаяся ситуация закладывает условия для окончательной ликвидации национального автомобилестроения и ее поглощение иностранными концернами, среди которых наиболее выделяются Renault и Volkswagen.
Кризис бьет и по другим отраслям машиностроения. В Германии HP намерен сократить 1000 рабочих мест. Крупнейший европейский металлотрейдер Kloeckner & Co планирует сокращение 1300 работников. Планируются увольнения в энергоконцернах RWE (2400 рабочих мест) и Е.on.
В Финляндии Nokia намерена сократить 3700 рабочих мест, в т.ч. закрыть фабрику в городе Сало на 780 человек при согласии профсоюзной бюрократии. По всему миру на заводах компании будет сокращено 10 тысяч рабочих мест, значительная часть из которых приходится на заводы в Германии.
Франко-американская компания Alcatel-Lucent планирует сократить 5000 рабочих мест.

Старое и новое

Новая волна кризиса имеет старые основные характеристики, связанные с генезисом кризиса, но ознаменовано также двумя новыми явлениями, выражающими углубление процесса. Во-первых, это падение промышленного производства в Бразилии и сильное замедление Китая. Ранее эти две страны сохраняли высокие темпы роста, играя роль дешевых фабрик империалистических корпораций, на которые в условиях кризиса стали больше опираться транснациональные корпорации. Но сегодня сокращение рынка в Европе подрубает производство и экспорт Китая, а снижение спроса этой страны на природные ресурсы подрубает Бразилию и другие страны, экспортирующие в Китай природное сырье. Эти «вторые двигатели мировой экономики», в действительности полностью зависимые от империализма, начинают задыхаться от падения спроса в Европе.
Вторым новым явлением стало то, что кризис достиг ведущих европейских экономик: Францию и в меньшей степени Германию.
С развитием мирового кризиса Германия и Франция оставались во многом в стороне. Эти самые мощные империалистические страны Европы в течение последних лет активно использовали процесс Евросоюза для еще большего укрепления своего положения и тем легче перебросили тяжесть кризиса на плечи периферийных и более слабых европейских стран. Точно также как до этого еще более мощный империализм США перебросил основную тяжесть кризиса на Европу. Но сегодня приходит и их очередь.
Особенно угрожающа ситуация во Франции в связи с положением автопрома. Кризис в этой отрасли заявлен со всей силой и лишь немногим меньше, чем в Италии. Проблемы банка Societé General и фактическая ликвидация наложенного при Саркози табу на закрытие заводов во Франции как условие получения помощи стали главными признаками шаткости положения. Это еще одно доказательство того, что выданная капиталистам государственная помощь в итоге не спасает рабочие места. Олланд обещает новую порцию финансовых вливаний в автозаводы. Но это не устраняет структурных проблем французской экономики.
В этом отношении Германия, черпающая свою стабильность как в доминировании в Евросоюзе, так и во внеевропейском экспорте, заметно прочнее Франции. Но и в Германии наметились признаки рецессии, и одновременно немецкий экспорт в периферийные европейские страны и в страны БРИК, являвшийся важным преимуществом германского империализма, может превратиться в свою противоположность: с нарастанием проблем в странах БРИК нельзя отвергать возможность, что кризис в Германии при определенных условиях может начать развиваться даже быстрее, чем других странах Европы.

Ключевой вопрос: мобилизация и власть
На фоне нарастания кризисных тенденций, огонь социальной борьбы в Европе только разгорается. При нарастании сопротивления во всех странах качественный скачок произошел в Испании с манифестациями шахтеров и ростом независимых профсоюзов.
С другой стороны, с масштабными проектами сокращений появились рабочие волнения во Франции, в которой в период кризиса протесты не были массовыми, но которая еще в период экономического роста была на передовой социальной борьбы. И поскольку трудящимся не было нанесено никакого серьезного поражения, они могут вернуться на сцену с новой силой, соответствующей кризису. До сих пор правительства Франции (и Германии) старались избежать нападок на трудящихся в своих странах. Но ухудшение ситуации не оставляет им выбора.
Обратной стороной это битвы стало поражение на данном этапе борьбы греческих рабочих против планов Тройки в связи с победой правых на выборах, фактическим отказом Сиризы от борьбы против них и некоторой стабилизацией буржуазного правительства.
Все происходящее показывает, что экономическая ситуация будет усугубляться, а атаки на европейских трудящихся будут повсеместно расширяться. Решительность, с которой действуют правительства Испании и Греции под прессингом «железного канцлера» не оставляет никаких сомнений. Только массовые скоординированные мобилизации трудящихся по всей Европе могут остановить ликвидацию наших социальных и политических прав, спасти нас от нищеты и ужесточающихся политических режимов. Для разъединения сопротивления трудящихся буржуазия натравливает немцев на греков, греков – на турок, коренных рабочих на иммигрантов и т.д.
Однако сопротивление в Европе нарастает вопреки ужесточению законов, вопреки профсоюзной бюрократии, вопреки попыткам свалить вину за кризис на трудящихся другой страны или иммигрантов. В росте этой борьбы – залог нашей общей возможной победы над капиталистами и их правительствами. Но классовая борьба в Греции и Испании ясно показывает, что каким бы ни был напор масс, до тех пор, пока власть остается в руках буржуазии, она будет продолжать атаки против трудящихся. Более того, она показывает, что долгое топтание на месте приводит к изматыванию и деморализации движение, что открывает путь к контратакам буржуазии и фашистским сценариям.
Чтобы остановить социальную катастрофу, организуемую буржуазией, трудящимся необходимо через сопротивление планам буржуазии, через борьбу против каждого наступления на наши завоевания и права двигаться к завоеванию политической власти. Буржуазное государство и его институты – правительства, парламент и вся репрессивная машина сполна показали, что они полностью направлены против трудящихся и в высшей мере антидемократичны. Трудящимся их нужно ликвидировать и установить свои рабочие и народные правительства на основе своих организаций. Другого пути нет.
Только интернациональная мобилизация трудящихся и установление рабочих и народных правительств во всех европейских странах, защитит всех нас от атак буржуазии, банкиров и их правительств.
Необходимо ликвидировать приведшую всех нас к социальной катастрофе Европу капитала со всеми его институтами и создать Европу трудящихся и народов – Соединенные Социалистические Штаты Европы.
Пролетарии Европы и всего мира, соединяйтесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий