воскресенье, 28 октября 2012 г.

15 сентября: движение на перепутье

15 сентября десятки тысяч снова вышли против политического режима в стране и его политики. Но если 6 мая движение нанесло поражение попытке репрессий со стороны властей, осадив ОМОН и вылившись в Оккупай и в массовую демонстрацию 12 июня – явный прогресс, то 15 сентября движение не сделало шага вперед. Это почувствовали все, это почувствовала власть, начавшая с телеэкранов петь движению отходную.
Конечно, власть выдает желаемое за действительное. У движения есть инерция: его трудно начать, тяжело сдвинуть с места, как набитый битком утренний московский трамвай. Но если оно сдвинулось, то и просто так его тоже не остановишь – даже ОМОНом. У протестов сегодня есть идущие из глубины силы развития – гнев и упорство десятков тысяч, уже почти год выходящих на улицы, скрипя зубами на руководство и вопреки ему. Это столь российское упорство и терпение очень дорогого стоит. Есть и дополнительные факторы развития – нарастающая антисоциальная политика путинской власти, бьющая по большинству населения и разогревающая все более широкое недовольство. То есть у движения есть стимулы развития; необходимо анализировать проблемы, препятствующие его развитию, и искать ключ (политику) для их решения.
Главной болезнью движения была и остается его слабая связь с трудящимися. Хотя в движении появилась колонна образования с тенденциями перерастания в социальную колонну, движение не только не вовлекает в борьбу массы простых людей, но и вызывает у них определенное недоверие. До сих пор, по большому счету, протесты ограничиваются Москвой, не вовлекая провинцию. А без трудящихся масс и регионов, других крупных городов страны – никуда. Или в движение против политики правительства будут приходить более широкие слои трудящихся и простая молодежь, и протесты будут распространяться на провинцию – и тогда уже не будет ничего невозможного; или, если этого не произойдет, движение рано или поздно сойдет на нет. Другой альтернативы не существует. На эту изолированность движения от трудящихся и делает ставку власть.


У этой болезни «изолированности» движения есть объективная составляющая: слабость движения трудящихся. После спада борьбы конца 1980-90-х годов, трудящиеся и бедные слои российского общества 13 лет влёжку лежали под путинским режимом; организм российского народа долго лежал под спудом и ослаблен длительной обездвиженностью – и это препятствие развитию. Но сегодня народный организм начинает восстанавливаться и подниматься: недовольство растет, охватывая и средние слои, и простую молодежь, и трудящихся. Начавшиеся протесты и их быстрое «покраснение» от начавшей подпитывать их народной крови прекрасно выражают этот процесс и его направление. Но чтобы поднять российский народный организм на ноги, нужно подключение трудящихся мышц. И здесь есть проблема: активацию «трудящихся мышц» парализует вирус либерального руководства с его рыночной генетикой, ставя под угрозу возможность организма быстрее подняться в полный рост. Как любой паразит, либеральный «вирус» паразитирует на начавшем подниматься народном организме, нуждается в нем для своего существования, но одновременно его убивает. Есть и другой «вирус» – те левые, что не видят сегодняшние протесты частью спровоцированного кризисом общего просыпания общества в мире и в России, при котором первыми пришли в движение средние слои. Эти близорукие левые сетуют, что общество просыпается не по их схемам, поэтому выступают против протестов и призывают продолжать лежать.
Организм российского общества может подняться сейчас или нет. Впрочем, даже если народный организм сейчас не поднимется, возврата к «спячке» уже не будет: общество просыпается и будут новые протесты, возможно, в какой-то другой форме. Тем более что мировой народный «организм» сегодня активизируется как никогда (1), а российский народный «организм» – его часть, хотя и находившаяся последние 13 лет в отекшем состоянии.
Почти нет сомнений, что борьба в России в любом случае будет нарастать, и в нее будут вступать новые сектора – это лишь вопрос времени и темпов. Но истощение имеющегося сегодня протестного движения до подключения трудящихся дало бы олигархической власти передышку, облегчило бы проведение антисоциальных реформ и затруднило бы организацию социальных сил. Если же подъем трудящихся начнется раньше, чем либералы истощат движение, то трудящиеся начнут движение с более выгодного рубежа, и это сильно увеличит шансы народа на победу.
Социологические агентства могут задавать участникам манифестаций вопросы «А если все будет так же, вы продолжите ходить?», за которым явно просматривается «Когда же всё “сдуется”?». Власть может продолжать натужено смеяться над протестами нервным смехом и петь заупокойную для начинающего подниматься народа. А мы все, простые люди, должны продолжать участвовать в протестах – вопреки их руководству и с социальными и демократическими лозунгами; звать туда друзей и товарищей по работе и так бороться за продолжение движения. И, на самом деле, многое зависит от того, сумеют ли независимые левые и выросшие снизу социальные организации – какими бы маленькими они сегодня ни были – сформировать свой независимый полюс, способный стать мотором для организации простых людей в условиях неизбежного нарастания социального подъема против полицейского авторитарного режима Путина и его антинародных рыночных реформ. Строить такой полюс – задача сегодняшнего дня.

  1. 15 сентября мощные протесты против мер жесткой экономии прошли в Испании и Португалии

Комментариев нет:

Отправить комментарий