суббота, 10 ноября 2012 г.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Главный лозунг – нанести поражение планам правительства в сфере образования

Дискуссия о необходимости независимости социальных и левых сил в борьбе для выдвижения социальных требований затронула и образование. Либеральные силы хотят привлечь образовательную общественность на манифестации, но выдвинуть лозунг против приватизации образования и за бесплатное образование они не могут, поскольку являются сторонниками платного образования и по факту сторонниками путинской реформы.
В то время как правительство ведет войну против образования, ликвидируя его как общедоступное бесплатное благо для всех, «общегражданская» позиция либералов неспособна на большее кроме как выдвижения частных требований, которые фактически оговаривают лишь форму проведения реформы образования.
Импотенция либералов понятна и неудивительна. Но, к сожалению, многие левые, пытающиеся построить общее руководство с либералами на основе какой-то общей платформы и этим размывающие свою программную и организационную независимость, идут на уступки либералам и в этом вопросе, имея склонность либо замолчать это требование, либо выдвигать его в крайне аккуратной дипломатичной форме и на одном уровне с прочими требованиями (повышения зарплаты в образовании, увеличения расходов на образование и т.д.) – чтобы «не отпугнуть радикализмом либеральную общественность».
Все частные требования, безусловно, актуальны, и не выдвигать их было бы ошибкой. Но маскировка лозунга против реформы образования частными требованиями и различными благими пожеланиями может иметь большие последствия. Требовать, например, повышения зарплат всем учителям и не выступать при этом против всей политики правительства в образовании – демагогия. Потому что невозможно добиться значимого повышения зарплат для всех учителей без нанесения поражения путинской реформе образования. Ставить демократизацию университетов на один уровень или даже выше борьбы против реформы образования – капитуляция правительству. Заменять требование бесплатного образования на требование «доступного» образования – тоже капитуляция правительству и либералам: с этим не спорит даже министр, обещающий доступное и качественное платное образовании через доступные кредиты. Кстати, правительство не возражает не только против «качественного и доступного» образования, но даже против повышения зарплат учителям, что правительство намерено сделать за счет их массовых сокращений и частичного перераспределения фонда зарплаты в пользу оставшихся.
Еще большей капитуляцией являются призывы «поправить» погромный правительственный «Закон об образовании», как будто можно «подправить» смертный приговор.
Те, кто маскируют лозунги против реформы образования и выдвигают на первое место частные лозунги как «более реальные и понятные» демонстрируют свое непонимание динамики процесса и оторванность от простых людей. Добиваться просто подъема зарплаты учителям, увеличения расходов на образование, финансирования исследований и т.д. было возможно на этапе экономического подъема. Но сегодня экономика катится в кризис, и правительство приняло решение громить образование. В этих условиях требовать просто повышения расходов на образование и зарплат означает обманывать людей, потому что это невозможно без нанесения поражения реформе образования. Сегодня речь идет не о том, чтобы «улучшить положение» преподавателей и учащихся и «повысить качество» обучения, но о том, что необходимо сломать волю правительства и заставить его отступить от погромной реформы. Гораздо реальнее нанести поражение реформе образования, чем добиться повышения зарплат в условиях продолжения реформы. Последнее просто невозможно. И люди это понимают или, по крайней мере, чувствуют, а значит в отсутствии выдвинутой на первый план главной проблемы видят частичные требования иллюзорными, а за иллюзию никто бороться не будет. Поэтому выдвижение частных требований без ясного призыва бороться с реформой образования означает не только обманывать людей, но и демобилизовывать их.
Без ясного выдвижения на первый план требований против реформы образования, за его бесплатность для всех, все остальные требования – в лучшем случае, наивный детский лепет, в худшем – предлог, чтобы не бороться против главного и стремление демобилизовать людей.
Колонна образования – огромное достижение социальных и левых сил – сформировалась на основе противостояния реформе образования и могла бы открыть путь к организации социального протеста в целом. Все активисты сферы образования должны отстаивать, чтобы лозунг против правительственной реформы образования был начертан на щите движения и любой защищающей образование организации.

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий